Глава ВТБ предложил перезапустить процесс приватизации в России
Это могло бы обеспечить новую модель роста российской экономики, считает банкир. Он подчеркнул, что передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — это инструмент, который ранее уже доказывал свою эффективность
Президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Обновлено в 15:01
Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин предложил перезапустить приватизацию. В колонке, написанной для РБК, он заявил, что сейчас необходимо реализовать большое количество проектов, на которые необходимы деньги: нужно построить новые логистические коридоры и создать транспортную инфраструктуру, создать надежную систему финансовых расчетов, провести импортозамещение во многих отраслях.
Деньги на все эти проекты Костин предлагает получить при помощи перезапуска приватизации, а также более смелого использования финансовых резервов и госдолга. По мнению главы ВТБ, российская экономика без существенных рисков для финансовой стабильности может дополнительно получить порядка 70 трлн рублей за счет госдолга. Эти средства можно привлечь в том числе за счет более активного участия крупнейших банков в размещении облигаций федерального займа.
По мнению главы ВТБ, приватизация неоднократно доказывала свою эффективность и российский бизнес накопил значительный потенциал. «Деньги в стране есть», — заявил Костин. Комментирует экономист Александр Исаков:
— Со следующего года расходы правительства будут довольно жестко ограничены бюджетным правилом. Расходы будут примерно такими же, как и в этом году, это значит, что в реальном выражении возможность государства тратить снизится, поэтому, видимо, предложение о приватизации связано с тем, чтобы увеличить расходы косвенно, то есть под чертой продать одни активы с баланса Росимущества, продать акции госбанков или госкомпаний и купить на них другие активы, более реальные: дороги, мосты, трубопроводы.
— Если мы говорим о второй волне приватизации, о каких компаниях может пойти речь?
— Правительство будет должно смотреть на спрос, то есть на те компании, которые можно с выгодой по рыночной цене продать публике. Думаю, что там должно исполняться два критерия. Первый — должны быть компании, которые приносят дивиденды. У нас сейчас очень много розничных инвесторов, это большинство инвесторов, и в первую очередь они смотрят на доходную, дивидендную истории. С другой стороны, это должны быть компании, где низок риск разного рода разовых сборов, неожиданных изменений в законодательство и так далее. Я думаю, что оба условия исключают сырьевые компании. В первую очередь под такие критерии подходят госбанки.
— Есть ли достаточное количество оснований, чтобы предполагать, что государство пойдет на еще одну приватизацию?
— Последнюю крупную приватизацию мы видели на стыке 2015—2016 года, это была «Роснефть», тогда правительство выручило чуть больше 750 млрд рублей от этой продажи. Сейчас бюджетные ограничения жесткие, примерно такие же жесткие, как были в 2015 году, поэтому я думаю, что потребность государства в этом высока, примерно так же, как была тогда, поэтому я думаю, что вероятность высока.
Комментирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «В России сейчас идет масштабный процесс перераспределения собственности и контроля, это очевидно по причине, что уходят иностранные собственники, происходят резкие изменения в структуре российской экономики, активы сейчас будут перераспределяться. Что касается государственной собственности, обычно перед приватизацией государственной собственности ставятся две цели, одна фискальная — получение доходов, и вторая — повышение эффективности. В нынешних условиях, мне кажется, ни первой, ни второй цели с помощью приватизации добиться не удастся. Чтобы заниматься массовой и хорошо организованной приватизацией, вам нужно соблюсти целый ряд условий. Во-первых, это предсказуемая траектория развития экономики и основных предприятий и отраслей. Это мы сейчас гарантировать не можем, поэтому любой собственник или потенциальный собственник будет оценивать перспективы с широким коридором и скорее всего будет недооценивать собственность, а не переоценивать ее. Во-вторых, сами по себе условия продажи, которые мы сегодня можем представить, тоже должны быть прозрачными, равными для всех и обеспечивать тот переход в руки наиболее эффективного собственника, который не удался в 90-е годы. Это тоже в сегодняшних условиях обеспечить не удастся, скорее всего, предприятия, которые на сегодняшний день имеют крупнейшие ресурсы, как финансовые, так и административные, просто умножат свои империи, а с точки зрения повышения эффективности, боюсь, ничего в корне не сдвинется».
Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если мы говорим о госдолге, там все понятно, у российского государства в нынешних обстоятельствах нет другого выбора, кроме как наращивать долг, вопрос какими темпами, как это размещать, как работать с инвесторами. Что касается приватизации, тут другая история, никаких особых перспектив у нее я не вижу, вообще не понимаю суть, смысл предложения, учитывая. насколько существенный вклад банк ВТБ сам внес в сокращение числа частных банков в стране. Для этого сейчас нет предпосылок, с точки зрения того, какие активы могло бы предлагать государство для приватизации. Несложно отметить, что процесс приватизации фактически прекратился вовсе не в 2014 году с санкциями, а гораздо раньше, после кризиса 2008—2009 годов. Если в лучшие годы у государства нечего было предложить, более того, после той же реформы РАО «ЕЭС», но не только, власти скорее целенаправленно укрупняли финансовый бизнес, чему государственный бизнес совершенно не противился, и вполне осознанно сокращали присутствие частного сектора во многих сегментах российской экономики. Это было видно и в финансах, и в энергетике, и во многих других секторах. Как результат, очевидно, что то, что сейчас с таким трудом за 15 лет отстроено в госсекторе в части формального и неформального влияния, наверное, частному сектору предлагать не будут. С таким предложением идти на приватизацию смешно. То есть интересного, стоящего мы не дадим, а неинтересное никому не нужно».
По мнению Костина, приватизация была фактически приостановлена на фоне санкций 2014 года. Ее возобновление может помочь укрепить основы рыночных механизмов, придать динамику развитию фондового рынка и обеспечить рыночную конкуренцию.
Источник: bfm.ru