Стоимость нефти пошла вверх на фоне решения восьми стран, включая Россию, сократить добычу
США назвали это решение нецелесообразным. Цена нефти марки Brent превысила 85 долларов за баррель. Случилось это впервые с 7 марта
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Обновлено в 10:30
Россия и сразу семь стран ОПЕК+ неожиданно объявили о сокращении добычи нефти. Это Алжир, Ирак, Казахстан, Кувейт, Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия. Накануне они объявили о сокращении добычи более чем на 1 млн баррелей в сутки, сообщает Reuters. Добровольные сокращения начнутся с мая и продлятся до конца года. По мнению аналитиков, это вызовет немедленный рост цен.
Так и случилось. В воскресенье вечером после открытия рынков цены на нефть выросли на 7%, как американские, так и мировые. Brent подорожала до 85,5 доллара за баррель. Американский бенчмарк West Texas Intermediate — до 81 доллара.
Согласно расчетам Reuters, общий объем сокращений со стороны ОПЕК+ составит более 3,5 млн баррелей в сутки. Это более 3,5% мирового спроса. Отразится ли это на потолке цен на российскую нефть, который сейчас составляет 60 долларов за баррель? Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда нацэнергобезопасности Игорь Юшков:
— Потолок цены определяют G7 и Евросоюз, они прекрасно понимают, что от размера потолка ничего не меняется, поставь что 40, что 70. Мы видим на практике, что суда, которые работают на международном рынке, не перевозят российскую нефть ни по каким ценам, даже если она укладывается в потолок. Поэтому основной эффект от введения потолка — это как раз разделение мирового флота танкеров на две части. Те, которые работают с российской нефтью, венесуэльской, иранской, тот самый теневой флот, и те, кто работает со всей остальной нефтью. Если даже российская нефть укладывается в потолок, все равно танкеры из легального поля к нам не переходят, поэтому неважно, какой потолок цен, важно, есть вообще он или нет. Если его не было бы, тогда у нас был бы больший круг выбора танкеров и меньше дефицит, меньше стоимость фрахта. Само решение по поводу снижения объемов добычи со стороны арабских государств, конечно, позитивно для нас, то есть с рынка уходит моментально больше 1 млн баррелей в сутки. Если мы берем наши объемы, то 1,5 млн баррелей в сутки, естественно, что это толкнет цены вверх. Хотя в среднесрочной перспективе это скорее нацелено на то, чтобы стабилизировать цены на мировом рынке хотя бы около 80-85 долларов за баррель, потому что факторы, которые толкали цены вниз, они тоже очень сильные, то есть это поднятие ставки РФС. То есть это ответные меры со стороны производителей в ответ на то, что делали страны — потребители нефти.
— Вы говорите, ожидаем до 85. Это какая доля, какой рост?
— Может, мы и под 90 сейчас увидим, потому что это неожиданное решение, психологическая реакция рынка будет довольно большой. В течение ближайших нескольких месяцев, я думаю, цена может стабилизироваться как раз в районе 85-90 долларов за баррель. Я думаю, что мы вполне будем теперь укладываться в то, что запланировано в бюджете, то есть 70 долларов за баррель. Наша нефть сорта Urals я думаю, что уйдет чуть выше как раз 70. Поэтому для нас это очень позитивно, мы войдем в параметры бюджета.
В октябре 2022 года ОПЕК+ сократила добычу на 2 млн баррелей в сутки с ноября до конца года. Это вызвало недовольство Вашингтона, поскольку сокращение поставок повышает цены на нефть. Теперь к России присоединились уже шесть стран. О чем это говорит? Мнение директора центра Европейской информации, доцента МГИМО Николая Топорнина:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Не то что они поддерживают Россию, тут все заботятся о себе. Все заботятся о своем доходе, о своей прибыли, в последнее время цена на нефть на Brent упала ниже 80 долларов, и это не устраивает правительства нефтедобывающих стран, их больше устраивает 85-90. Поэтому для того, чтобы прийти к нужной для них цене, они сокращают объемы нефти на биржах: меньше предложение — выше цена. В России ситуация более сложная, потому что действуют санкционные ограничения в виде потолочных цен, и мы знаем, что потолок цены для тех, кто подписался под санкциями, — это 60 долларов за баррель. Но мы понимаем, что, если цена Brent падает на уровень 75, а мы продаем Urals, а Urals всегда намного дешевле Brent, еще действуют потолочные цены, для нас это тоже невыгодно, потому что там цена уже ниже 50 долларов за баррель Urals. Поэтому мы тоже заинтересованы в том, чтобы хотя бы на мировых рынках Brent рос, и будет расти Urals. Тут получается, что интересы противоречат друг другу. Американцы и европейцы хотят, чтобы цена на нефть падала, но будет и на газ, и на энергоносители. Нефтедобывающие страны, наоборот, заинтересованы в том, чтобы цена не падала».
Заседание ОПЕК+ в дистанционном формате пройдет 3 апреля. По мнению экспертов, на встрече будут одобрены уже существующие уровни добычи нефти. ОПЕК+ заявила, что добровольное сокращение направлено на поддержку стабильности рынка.
Источник: bfm.ru