Уголовная ответственность за подложные счета-фактуры прошла первое чтение в ГД

Уголовная ответственность за подложные счета-фактуры прошла первое чтение в ГД © anekdotov.net

Верхний предел наказания — 7 лет лишения свободы с изъятием пятилетнего дохода.

Госдума приняла в первом чтении законопроект с поправками в УК и УПК – планируется ввести такой состав преступления, как сбыт и подача в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций (263208-8).

Если это связано с доходом или ущербом, причиненным третьим лицам, в крупном размере, то способы наказаний предполагаются такие:

  • штраф 100-300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за 1-2 года
  • принудительные работы до 4 лет
  • лишение свободы до 4 лет с изъятием дохода осужденного за полгода или без.

Особо крупный размер, а также участие в организованной преступной группе ужесточат эти наказания до таких вариантов:

  • принудительные работы до 5 лет
  • лишение свободы до 7 лет с изъятием дохода осужденного за 5 лет или без.

С учетом расположения новой статьи в УК (глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности"), крупным размером будет считаться 2,25 млн рублей, а особо крупным – 9 млн.

Декларации, счета-фактуры будут считаться подложными, если оформлены с использованием подставных лиц либо с незаконным использованием персональных данных. Также для такой квалификации документы должны содержать заведомо ложные сведения об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав.

При внесении законопроекта в Госдуму авторы указали, что мошенники завели привычку приобретать уставные документы "левых" организаций и от их имени выставлять счета-фактуры, сдавать декларации, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам подтвердить вычеты НДС. Комиссию берут в размере 2-3% от незаконного вычета. В 2021 году таких вычетов выявлено на 1 трлн рублей, пишут авторы со ссылкой на ФНС.

При этом ни под одну действующую норму УК такие деяния не подпадают, даже – под 327-ю о фальсификации документов, так как декларации и счета-фактуры не могут в этих целях считаться "официальными" документами. Можно было бы применять пункт 5 статьи 327 УК, но там речь идет лишь об использовании подложных документов (в данном случае – любых), а не об их изготовлении, отметили авторы.

Как правило, преступников нелегко выявить и еще сложнее адекватно привлечь. Если попадаются как за неуплату налогов, то могут "откупиться" возмещением ущерба по конкретному делу, а весь масштаб деятельности при этом, как правило, не учитывается.

Источник: audit-it.ru