Казахстан запустил систему онлайн-контроля движения товаров
Ее цель, как заявляется, — борьба с подделкой накладных. Их теперь необходимо оформлять в электронном виде до пересечения границы
Автомобили на территории международного автомобильного пункта пропуска «Сырым». Фото: ТАСС
Казахстан с 1 апреля ввел электронные накладные и отслеживание грузов в режиме онлайн. Таким образом Астана хочет уменьшить теневой товарооборот с Россией и странами Евразийского экономического союза и исключить налоговые потери. Об этом сообщили в комитете государственных доходов Минфина Казахстана.
Полноценный запуск электронных накладных проблем пока не вызвал. Система тестировалась в пилотном режиме с декабря 2020 года на добровольной основе, и опрошенные Business FM перевозчики не слышали, чтобы кто-то на нее жаловался.
При прохождении границы водитель теперь обязательно должен иметь с собой бумажную копию электронной сопроводительной накладной на товар (СНТ), говорит коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский.
Кирилл Латинский коммерческий директор SOTA Logistic «Мы пока не оформляли, но оформляли наши коллеги. Проблем не было, процедура абсолютно понятна. При оформлении эту накладную в системе видит как налоговый департамент Казахстана, так и таможенный департамент Казахстана. Когда грузовое транспортное средство полностью загружается, водителю на руки выдаются копии на границе, таможенники в обязательном режиме проверяют наличие необходимых документов, СНТ должны быть на руках у водителя, без СНТ груз территорию Казахстана не покинет. Ввиду того, что казахстанские чиновники заявляли, что Казахстан не будет площадкой, через которую в Россию поставляется ряд подсанкционных товаров неказахстанского происхождения, теоретически в этой системе таможенный и налоговый департаменты могут заблокировать выпуск подобных накладных, но пока мы этого не видим. Пробок пока нет, но, я так понимаю, если не будет проблем с блокировкой выпуска подобных накладных на Россию, то пробок ожидать не придется. Если власти Казахстана будут блокировать при виде некоего подсанкционного кода по определенному товару неказахского происхождения, возможно, могут блокировать выпуск, и тогда могут теоретически накапливаться грузы, машины в ожидании этих грузов, но пока этого не происходит».
В случае если Казахстан начнет блокировать грузы, перевозчики начнут выбирать другие маршруты, говорит генеральный директор Novelco Григорий Григорьев.
Григорий Григорьев генеральный директор Novelco «Это просто один из инструментов, который позволяет отслеживать перемещение товаров, потому что в рамках ЕАЭС единое таможенное пространство, и чтобы понимать, куда какой товар движется, такая система была необходима. О полноценном таможенном контроле говорить нельзя, это просто инструмент, который позволяет оценивать, куда какой товар движется, и делать это в электронном виде, то есть не сканируя кучу бумаг, не анализируя их в ручном режиме. Будем смотреть, как с этим казахстанские власти будут работать. Если будут возникать определенного рода ограничения, связанные с транзитом каких-либо товаров, тогда будут выбираться другие маршруты, где правила будут более понятные».
Казахстан является второй по величине после Турции перевалочной базой для поставок товаров параллельного импорта в Россию. По данным казахстанского Центра развития торговой политики QazTrade, объем экспорта из Казахстана в Россию в прошлом году увеличился на четверть, до 8,8 млрд долларов.
Источник: bfm.ru